Премьера не про любовь

Авторские колонки: Елена Богданова Главные новости Новости

На днях Андрей Звягинцев презентовал в Новосибирске свой новый фильм, получивший приз жюри в Каннах. Зрители и журналисты упорно искали в «Нелюбви» политические аллюзии.
Титулованную в Каннах картину прессе показали в кинотеатре «Победа». Внимание к Звягинцеву было беспримерным: журналисты приехали даже из Барнаула и Кузбасса.
Режиссер пояснил, что отчасти его вдохновила на создание «Нелюбви» хрестоматийная лента Ингмара Бергмана «Сцены супружеской жизни» о глубоком семейном конфликте. Вот только у Звягинцева история о разводе оказалась, как и следовало ожидать, намного страшней.
Публика, однако, стала искать в мрачноватой социально-бытовой картине политическую подоплеку. Вероятно, после «Левиафана» от Звягинцева ожидали очередного острого высказывания о России. «В Каннах мне сказали, что сцена поисков пропавшего мальчика в полуразрушенном доме – метафора того, как на обломках советской империи ангелы в оранжевом ищут потерянную душу, – сознался режиссер. – Но я ничего такого не подразумевал». Новосибирские зрители проворно отыскали другие политические метафоры. «Героиня с надписью «Россия – чемпион!» на спортивном костюме символизирует Россию, оттолкнувшую «ребенка» – Украину!» – заключил один из журналистов. Звягинцев, вздохнув, вновь пояснил, что не закладывал в картину такого смысла. Режиссер подчеркнул, что единственной эмоциональной целью фильма было пробуждение внимания человека к близкому.
Впрочем, содержание фильма провоцирует и другие вопросы. В частности, привычными для Звягинцева стали высказывания в адрес РПЦ. Оказалось, что у героя есть «православный босс» с бородой и в костюме Brioni. Он категорически против разводов своих подчиненных и организует их отпуска в формате паломничества по святым местам. И, в довершение, на стене у злобной старухи – матери героини – висит, конечно же, православный календарь.
Справедливости ради надо сказать, что эти детали так и остаются кинодеталями. А постфактум у зрителя остается жутковатое осознание того, как легко сегодня два благополучных человека могут списать со счетов
другого человека. Для того чтобы, как модно говорить, «идти вперед» и вершить «новые проекты».
Елена Богданова
Фото: из открытых источников