Режиссер Хлебников изучил медицинскую реформу

Главные новости Новости Новости культуры

Режиссер Борис Хлебников представил в «Победе» свою «Аритмию», получившую главный приз фестиваля «Кинотавр». Пожалуй, картина стала единственным удачным остросоциальным фильмом за последние годы.

Главный герой фильма – врач скорой помощи. Талантливый диагност, он периодически спасает чужие жизни, но разобраться в собственной становится для него почти непосильной задачей.
Кино получилось динамичным, эмоциональным и честным. Возможно, потому, что режиссер, стремясь к максимальной достоверности, с головой погрузился в медицинскую тему. «По российским регионам мы собирали рассказы врачей скорой, часть из них использованы в фильме, — рассказал журналистам Борис Хлебников. — На съемочной площадке постоянно находился консультант, медик, который следил за тем, чтобы актеры все делали точно и верно. По сути, именно он – автор всех мизансцен, связанных с медицинской практикой. Он ставил актерам моторику, учил, например, как нужно ломать ампулу. Уделили мы внимание и достоверности диалогов: у врачей ведь специфические речевые характеристики».
Надо сказать, что подход Хлебникова не слишком популярен в сегодняшнем мире зрелищ. Кинодраматурги заявляют, что «собирать материал» — это не так уж важно, и что автору нужен не материал, а «энергия». В результате мы видим на экране так много ляпов. Люди двадцатых годов общаются друг с другом на жаргоне современных гопников, а по деревне в военные годы раскатывают мальчишки на новеньких велосипедах.
Хлебников же сделал ставку на правду жизни и выиграл. Главный персонаж – не боец и не герой любовник, а человек обыкновенной внешности, инфантильный в быту и склонный к пьянству. Но, как и перед любым человеком, жизнь ставит перед ним вызовы. Один из них – это эксцессы медицинской реформы. Новый начальник подстанции скорой — из породы «эффективных менеджеров». Он вводит нежизнеспособные порядки: не больше 20-ти минут на каждый вызов, к «сердечникам» едут только кардиологи, а к детям – только педиатры, а во время оказания помощи врач обязан отчитываться по рации диспетчеру об объеме вводимых лекарств.
Вся эта история, которая в деталях разворачивается на экране, наводит на мысль, что в российском кино уже давно не было героев, погруженных в конкретную профессию (шаблонные полицейские не в счет). Из фильмов последних лет можно, пожалуй, вспомнить фильм про геологов «Территория», но действие его происходит, увы, в 60-е.
Получилось, что Хлебников, в отличие от своих коллег, сумел сделать настоящее остросоциальное кино. Причем, любопытно, что изначально он планировал написать сценарий комедии по заказу ТНТ. Решив, что герой будет врачом скорой помощи, стал изучать материал… и понял, что фильм должен стать трагикомедией. На мой взгляд, это называется честностью с самим собой.

Елена Богданова.