В Новосибирске показали «Андалузское проклятие»

Новости Новости культуры

В рамках программы «Большие гастроли» русский театр имени Лермонтова привез в Новосибирск свой спектакль. На сцене «Красного факела» показали «Андалузское проклятие», заявленное как «спектакль-шок».

Государственный академический русский театр имени Лермонтова (Алма-Ата) в программе «Большие гастроли» участвует впервые. Успев посетить Барнаул и Новокузнецк, театр приехал в наш город с постановкой «Андалузское проклятие» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». Это история семьи, в которой нет мужчин. Похоронив второго мужа, Бернарда Альба объявляет восьмилетний траур. Она запрещает выходить из дома всем, кроме старшей дочери, старой девы Ангустиас, к которой посватался красавец Пепе, прознав о полученном наследстве. Это становится вызовом для других дочерей Бернарды…
«Это спектакль-шок, бьющий наотмашь!» – объявил завлит театра Алексей Гостев. Вот только для Новосибирска действо едва ли стало шоком. Слишком избалован наш зритель постмодернистскими театральными технологиями и жесткими сценическими решениями, чтобы жаркие томления пяти сестер-испанок могли его потрясти.
Возможно, на материале Лорки можно было сделать неплохой триллер. И надо сказать, что в спектакле вполне удался «триллеровый» финал. Но по большому счету режиссер выбрал другой жанр – мистическую драму. За мистику отвечает второстепенный персонаж Мария Хосефа (мать Бернарды), которую автор замысливал как вполне реальную – хоть и сумасшедшую – старушку. Этот персонаж, предупреждающий семью о несчастьях и срывающий маски, стал самой сильной в спектакле актерской работой, блестяще исполненной на грани фарса и макабрической поэзии. Сильной стороной спектакля стала также работа со светом: полумрак и тени как нельзя больше соответствуют мрачной эстетике Лорки.
При этом, как рассказали создатели спектакля, публика нередко воспринимает его как бытовую драму. Один из новокузнецких зрителей посетовал: «Зачем вы в воскресенье такое показали? Сейчас вернешься домой, а там – то же самое!..»

Елена Богданова