В Новосибирске показывают платья Евы Браун и Галины Брежневой

Выбор редакции Новости культуры

На днях Новосибирский Краеведческий музей показал журналистам и блогерам около четырехсот костюмов из знаменитой коллекции историка моды Александра Васильева. Одним из экспонатов выставки «125 лет моды в России» стало черное платье, по легенде принадлежавшее Еве Браун.
В Новосибирске проходит выставка «125 лет моды в России» женского костюма из собрания коллекционера, историка моды, почетного члена Российской академии художеств Александра Васильева. В экспозицию Александр включил около 400 экспонатов конца XIX – начала XXI вв. из личной коллекции. 17 марта музей пригласил на экскурсию журналистов и блогеров. Они посетили пять залов с различными наборами ансамблей, отражающих основные тенденции моды своего времени, актуальные направления в культуре и искусстве, преобразование стилей. Первые два зала были наполнены экспонатами конца XIX – начала XX вв. и привлекли особое внимание гостей. Платья 90-х годов XIX века отличаются яркостью цветов и силуэтом с выраженной талией. В это время была мода на корсет, от которого в XX веке освободил женские тела парижский кутюрье Поль Пуаре. На замену корсетам пришли турнюры, добавляющие дамским формам объема. У некоторых дам турнюры были настолько большими, что они умудрялись прятать туда маленький стульчик, на который, утомившись, могли присесть и отдохнуть.
В коллекции не забыты и аксессуары. У каждой девушки был свой веер и не один, который она носила с собой везде: от дневных прогулок до балов. Веер был очень важным инструментом коммуникации – девушке стоило только коснуться кончика носа сложенным веером, чтобы выразить свое недоверие по отношению молодому человеку.
Дамы начала XX века выходили в свет в туалетах пастельных тонов. Тогда и появилась фраза «русская природа пустоты не терпит», потому что каждый свободный квадратный сантиметр платья девушки украшали бисером и вышивкой. Это высказывание подтверждает выставленное на показ манто из тонкого сукна, отделанное вышивкой сутажом и лентой. Также довольно популярным аксессуаром у дам была шляпка. Шляпки в это время крепили на прическе с помощью стальных спиц. Интересный факт, но спица являлась также оружием для самообороны и не только. Например, одна дама того времени вонзила спицу в сердце своего супруга за измену.
В период Первой мировой войны в моду входят темные цвета, прямоугольные силуэты, миди-длина и шляпки, похожие на шапочки для плавания. Волосы у девушек коротко острижены, так как в эти годы производили намного меньше шампуня. Свадебные платья были не всегда белыми как это принято считать в XXI веке. В военное время девушки выходили замуж в своем лучшем платье, и большой удачей являлось бежевое свадебное платье. Мужской туалет состоял из популярных полосатых брюк и обычной сорочки с вышивкой.
В 30-е годы в моду вошли цветочные принты. Вот один из нарядов европейской девушки – вечернее платье из черного тюля с аппликацией панбархатом нефритового цвета и вышивкой пайетками. По легенде оно принадлежало немецкой актрисе Еве Браун.
В 1944 году в Советском Союзе был открыт первый дом моделей одежды (ЛДМО, впоследствии Модный дом «Невский проспект»).
После второй мировой войны в 50-егоды, на арену моды врывается Кристиан Диор с новым стилем New Look. В нарядах от Диор чувствовался вызов – пока мужчина занят войной, на женщине лежит ответственность за благосостояние страны. Она труженица, но в этих платьях она чувствует себя легкой и невесомой. Стиль New Look настолько полюбился и прижился в Европе, что распространился далеко за пределы Франции и даже попал в Советский Союз.
Конек экспозиции времен эпохи застоя – подарок Коко Шанель для гардероба примы-балерины Майи Плисецкой. Это ансамбль из шелкового стеганного полотна. Запомнилась и работа портнихи Александры Басовой – вечернее платье из бархата с отделкой по вороту из стекляруса и бисера.
Экспонаты 70-х и 80-х годов в коллекции Александра Васильева имеются в виде мини-платья из набивного шелка из гардероба Галины Брежневой, а также платья от известного французского дома Ив Сен-Лоран.
Стиль платьев конца XX века, большинству гостей был знаком. Ярко выраженные плечи с секретиком, так называемыми подплечниками, можно найти в своем гардеробе или гардеробе мамы.
Жемчужина выставки – бальное платье из шелкового шифона и атласа, апплицированное гипюром и отделанное поднизями из жемчуга, 1913 года, из гардероба владелицы завода «Петровская водка» Татьяны Никитичны Налбандовой-Самсоновой.
От выставки веет историей! Она заставляет посетителей поностальгировать по моде 80-х и 90-х годов, проникнуться духом мировых войн, Царской России, эпохой застоя и вернуться в XXI век со знанием истории русского костюма и понять, что мода циклична. Выставка продолжится до 22 апреля.

Алена Янокогло